Как относились к незаконнорожденным на Руси
Если сегодня женщины вполне могут родить «для себя», то всего-то пару веков тому назад родиться в результате греховной связи означало прожить жизнь, полную несчастий, преград и унижений. «Бастарды» — так называли незаконнорождённых детей в Европе, на Руси же были распространены производные от слова «блуд» — ублюдок, выродок, байстрюк. Сейчас эти слова несут ярко выраженную негативную окраску, и это неспроста, именно так относились к детям, рожденным вне брака. Пусть их вины в грехах родителей и не было никакой.
1.
Чистый по крови
Ласка и родительская любовь доставалась отнюдь не всем детям.
Смешение кровей грозило бы полным вырождением аристократии как таковой. И даже несмотря на тот факт, что представители «голубых кровей», женившись на такой же аристократке как и они сами, вовсе не отказывались от связей с простолюдинками, это не играло никакой роли, ведь бастарды не считались равными детям, рожденным в браке. Жениться на простолюдинке было практически невозможно, мезальянсы не допускались, а браки по договорённостям были абсолютной нормой.
При таком раскладе любовниц у господ было множество, но их потомство не воспринималось всерьез и не ставилось вровень с детьми от законной супруги. Почти как и у лошадей – чистокровность ценилась слишком высоко. У людей происходило по той же аналогии, всяческое уничижение бастардов не давало границам размываться, отделяя аристократов от простолюдинов и возвышая первых.
2.
Бастарды рождались во многих семьях, хоть и считались позором.
У медали есть и другая сторона, обеспокоенность вызывала не только чистота крови, но и финансовый вопрос. Бастард не имел права претендовать на какую-либо часть имущества родителей. Обеспеченный отец мог облагодетельствовать определенными благами, но происходило это крайне редко. Чаще всего незаконнорождённого ждала участь «лишнего» человека. Сыновья чаще всего уходили на службу в армию на несколько десятилетий, чтобы хоть как-то себя прокормить. Девочки нередко попадали в монастырь или шли другой дорогой, противоположной монастырю, становясь девицами легкого поведения. Шансов обустроить свою жизнь у них было крайне мало. Чаще всего считалось, что это казенные дети, а потому государство может использовать их в своих интересах.
Однако родить байстрюка могла и женщина, причем у нее то были куда более широкие возможности сделать это тайно, да еще и привести в дом претендента на наследство. В патриархальном обществе жены, которые рожали детей не от законного мужа, предпочитали скорее избавиться от ребенка, отдав его на воспитание в многодетную семью в какую-нибудь дальнюю деревню, обрекая на нищету и страдания.
3.
В патриархальном обществе роль отца была крайне велика.
Несмотря на столь однозначную позицию со стороны общественности, бастарды вовсе не были редкостью, особенно при царских дворцах. Прислуга охотно рожала от аристократии, а уж тем более, от тех, кто имеет отношение к царской семье. Потому огромное количество любовниц, а главное количество детей, рожденные ими раздували придворное сообщество, делая дворцовые интриги еще более ухищрёнными и жесткими. Стоит признать, что именно при дворцах, внебрачные дети некоторых высокопоставленных вельмож, чиновников и герцогов, были отчасти признаны и могли устроиться на службу.
4.
Отличительные знаки для бастардов
Владимир Красно Солнышко — один из самых успешных бастардов в истории.
Несмотря даже на то, что некоторые бастарды были весьма и весьма успешными людьми, общество всегда стремилось ткнуть им их происхождением. так, в Западной Европе была предусмотрена особая лента, которую крепили на фамильный герб. Так опознавательный знак, с одной стороны говорил о высоком происхождении, с другой о незаконнорождённости. Несмотря на то, что в истории Руси есть примеры того, что бастардам удалось преодолеть все жизненные препоны, им грозила жизнь изгоев и полукровок.
Например, князь Владимир Красно Солнышко был рожден от связи князя и ключницы. Несмотря на то, что Владимир воспитывался в официальной семье и официальными супругами князя (язычники не исключали многоженства), к нему все же относились соответствующе, но это не помешало ему сесть на престол и крестить Русь.
5.
Законы для бастардов
Родиться вне брака было сродни проклятью.
После того как было принято христианство, отношение к бастардом не особенно изменилось, но их факт рождения стали признавать, разделяя детей, даже рожденных в браке на тех, кто родился от греха. Церковь считалась только с брачными отношениями, все, что выходит за их рамки, считая прелюбодеянием.
Так, даже если ребенок родился в семье, но раньше положенного срока, то он записывался как незаконнорождённый, ведь его мать вышла замуж уже будучи беременной. В Царской России незаконнорождёнными считались дети которые:
•родились вне брака, даже если родители потом узаконили отношения в церкви;
•рожденные в результате прелюбодеяния;
•те, кто родились спустя 306 дней после смерти отца или расторжения брака;
•рожденные в браке, который был признан недействительным;
Дети, которые подпадали под эти пункты, записывались в метрических книгах на имя матери. Фактически это означало сильное ограничение прав ребенка на всю его жизнь. Такие дети не имели права на фамилию отца, на его наследство. А вот женщина не всегда оказывалась не у дел, многие семьи охотно принимали женщину с ребенком, ведь она уже продемонстрировала, что рожать может, а значит, будет хорошей женой, способной родить еще детей – работников и наследников. Потому, несмотря на суровые законы, не стоит забывать, что на Руси, даже полтора века тому назад, жилось веселее, чем написано в метрических книгах.
6.
Какие фамилии давали бастардам?
Отрицая бастардов уничтожить их как социальный пласт не получилось.
Простодушные селяне порой злобно, а порой по простоте душевной называли их байстрюками, найденком, выгуленком. Хотя встречаются и более оскорбительное «семибатечник» и «приблудыш».
Поскольку отцовскую фамилию им давать было нельзя, то стало принято давать им фамилии и имена по определенному принципу. Чаще всего их даже не вносили в официальную метрику, а иногда священники помечали для себя таких детей, давая им, таким образом, новые имена. Получались разные Иудины и Христиарды.
Часто такие определения, используемые для обозначения бастардов, становились основой их фамилии и имени. Нередко таких детей называли Богданами. Богом данный – так интерпретировалось понятие подкидыш. Так и стало принято, что незаконнорождённые дети назывались Богданами. Мол, не признанные отцами, божьи детки. В фольклоре это отражено как: «Богданушке все батюшки», «если не крещен младенец, то Богдан».
7.
Судьба незаконнорожденных девочек чаще всего особенно печальна.
Богданы, именно в этой интерпретации, есть во многих фамилиях, даже знатных династиях. В роду у Тургеневых есть Богдановская линия, художник Богданов-Бельский говорил, что первая часть его фамилии появилась потому что он незаконнорождённый. Чехов писал о том, что на Сахалине очень много Богдановых и бастардов. Имени Богдан нет в святцах, вместо него используется Федот. Это имя также часто использовалось для нарекания младенцев, родившихся «вне закона».
Со временем в обществе стали относиться к таким деткам более лояльно, считая, что «стакан наполовину полон», их нарекали официальными фамилиями, не забывая добавлять приставку «Полу». Этот же принцип могли использовать для отчества, добавляя приставку к имени матери – «Полунадеждин» «Полуянов».
Необычные, редкие имена часто использовались для того, чтобы выделить незаконнорождённых детей из числа остальных. Подтверждение этому всегда можно найти в классической литературе. Незнамов у Островского, Катюша Маслова Толстого, которая носит фамилию матери.
8.
«Ничейный» ребенок
Сверстники с детства знали, что бастарды — изгои.
Церковь делала свое дело и постоянное проповедование того, что незаконнорождённый ребенок – это человек второго сорта, давали свои плоды, несмотря на то, что количество таких детей только росло, отношение к ним не становилось более снисходительным. Более того, даже по документам они были своим родителям совершенно посторонними людьми. Причем этот вопрос решался на местах и полностью зависел от мнения одного священнослужителя.
Создание регулярной армии и рекрутство во многом способствовало тому, что число детей, рожденных от посторонних мужчин, росло. Немудрено, если мужа забрали на 25 лет в армию, то, что прикажите делать его официальной супруге? Ждать четверть века и потом рожать детей?! Потому никого не удивлял тот факт, что в семье, где отец семейства вроде бы и есть, а вроде бы и нет, дети прибавлялись.
Однако если женщина, чей муж отправился на службу, жила с его родными, то беременность могла стать смертным приговором и для нее самой, потому в таких случаях младенцев пытались пристроить в другие семьи. На стыке 18 и 19 веков убийства незаконнорождённых детей приняли если не массовый, то весьма регулярный характер, поскольку матери понимали, что судьба такого ребенка незавидна, воспитать его самостоятельно она не сможет, а оставив его, погубит еще и себя.
9.
Бастарды благородных семейств
В благородных домах дети от греха рождались едва ли не чаще, чем у крестьян.
Все же аристократы старались оставаться гуманными и пусть и не могли присудить своим детям вне брака титулы или отличное образование, все же их судьбу пытались устроить. Нередко их отправляли за границу, считая это лучшим вариантом, ведь и с глаз долой и пристроен, а значит, совесть чиста.
Фамилии в таких случаях давались видоизменённые, не столь явно бастардные как у крестьян. Чаще всего убирался слог, приставка, Трубецкие становились Бецкими, Голицины – Лицинами, Долгоруковы – Рукиными, Потемкины – Темкиными. Иногда использовались аннограммы, как например, в случае Чарнаулский – Луначарский.
Еще одним выходом из положения было дать фамилию по географическому месту. Например, Екатерина II незаконнорождённому сыну переписала землю и имение, находившиеся в Бобриках, а сам он стал Бобринским.
10.
Полукровкам при дворе жилось не так уж и плохо.
Поковырявшись в своей родословной, нередко они находили фамилии, которые принадлежат их династии, но их уже никто не носит и отдавали их своим внебрачным детям. Например, дети Александра второго от Екатерины Долгоруковой были записаны как Юрьевы – так раньше называли Романовых.
Ситуация стала относительно меняться только к 20 веку, тогда дети, рожденные вне брака стали получать те имена и фамилии, которые давались им родителями или одним родителем. Однако, поменять общественное мнение было гораздо сложнее, чем законодательную базу, а потому снисходительно-уничижительное отношение к детям, которые родились вне брака.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071020/47781/
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!