Откуда взялся образ серого инопланетянина с большими глазами?
Каким вы представляете себе инопланетянина? Может быть, это гигантский монстр с щупальцами, вылезающий из космического портала? Зеленый человечек с Марса? Или небольшое, невзрачное серое существо с несоразмерно крупной головой?
1.
Последний из описанных типов особенно популярен в западной культуре. Его представители ростом чуть выше метра, они очень худы, у них длинные пальцы, крошечные рты и полностью черные глаза. Общаются они телепатически, любят похищать людей из спален в предрассветные часы и проводить над ними эксперименты. Так откуда же взялся жутковатый образ этих существ, которых в соответствующих кругах называют «серыми», «розуэллскими серыми», «дзета-ретикулянтами» и т.д.?
Появление «серых»
Образ «серых» стал оформляться после инцидента в Розуэлле, штат Нью-Мексико. Эта пересказанная тысячи раз история началась 24 июня, когда пилот Кеннет Арнольд якобы увидел девять неопознанных объектов, напоминавших полумесяц и летевших со скоростью около 1,5 Маха. По словам летчика, аппараты странно покачивались – «как тарелки, планирующие над водой». После этого в течение нескольких десятилетий НЛО называли во всем мире не иначе как летающими тарелками.
7 июля 1947 года хозяин одного из местных ранчо сообщил об обнаружении в своих владениях металлических обломков. Пресса немедленно выдвинула версию о том, что это остатки инопланетного космического корабля. ФБР позже заявило, что это обломки метеозонда, но легенда уже родилась.
2.
Генерал Рэйми показывает обломки метеозонда «Могул»
Время тогда было сложное и напряженное. Только что закончилась Вторая мировая война и начиналась Холодная. На появившихся невесть откуда инопланетян экстраполировались страхи того времени: экзистенциальные угрозы со стороны иностранных держав, гонка военных технологий, множество конспирологических теорий.
Огромную роль сыграл и Голливуд, который начал штамповать фильмы, где контакт с инопланетянами представлялся как военный конфликт: «Нечто из другого мира» (1951), «Война миров» (1953), «Земля против летающих тарелок» (1955) и так далее. Отдельного упоминания достойна черно-белая картина «День, когда остановилась Земля», в которой можно увидеть серого гуманоида Клаату, серого робота Горта и серую летающую тарелку.
3.
Кадр из х/ф «День, когда Земля остановилась»
Впрочем, некоторые штрихи портрета «серых инопланетян» гораздо старше. Их можно заметить в рассказе Герберта Уэллса «Человек миллионного года» (1893), где описаны физически очень хрупкие люди будущего. У них худощавые тела, нет ушей, еле заметные рты, крупные головы, круглые лица и большие, блестящие глаза.
«Инопланетные похитители»
Неэтичное поведение в отношении землян было приписано «серым», наоборот, чуть позже, после событий 1961 года. Речь идет о «похищении» супругов Бэтти и Барни Хилл, которые ехали ночью по безлюдной проселочной дороге, была телепортирована на борт космического корабля и подверглась опытам медицинского характера.
Супруги впоследствии поведали о провале во времени, подавленных воспоминаниях и, внимание, безволосых инопланетянах с серой кожей, общавшихся с ними посредством телепатии. Вот только в каноническое описание не вошли слова мужа о том, что пришельцы были «одеты как нацисты», и показания жены относительно их гигантских носов. Благодаря её же рассказу у инопланетян появилось название «дзета-ретикулянты».
4.
Бэтти и Барни Хилл
Женщина заявила, что похитители продемонстрировали ей карту системы двойной звезды Дзета Сетки (Zeta Reticuli), которая является частью движущейся группы звезд Дзеты Геркулеса. Этот объект действительно существует и находится в 39 световых годах от Земли.
Справедливости ради стоит отметить, что в течение ещё пары десятков лет физические описания инопланетян отличались завидной вариативностью. Среди них можно было встретить и высоких, светловолосых арийцев, и безголовых черных существ с перепончатыми ногами. Но затем публике был представлен замечательный фильм «Близкие контакты третьей степени» (1977). Именно он закрепил образ серых инопланетян в людском сознании. Те очень эффектно выглядели в финальной сцене, когда забрали на свой светящийся миллионом огней звездолет главного героя.
5.
Кадр из х/ф «Близкие контакты третьей степени»
Затем последовали «Инопланетянин» (1982) за авторством того же Спилберга, «Контакт» (1989) с Кристофером Уокеном и «Огонь в небе» (1993). Решающий удар по альтернативным обличьям пришельцев нанесли «Секретные материалы», выходившие с 1993 по 2002 год.
Сегодня 43% жителей США, заявляющих, что их похитили представители внеземных цивилизаций, описывают злоумышленников как «маленьких серых гуманоидов». В Австралии данный показатель составляет 50%, а в Канаде — целых 90%. Понятно, что нечто подобное, скорее всего, сегодня вообразит и среднестатистический Homo sapiens, даже если он не верит во внеземную жизнь и не является поклонником научной фантастики в любом её проявлении.
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!