Жизнь и должности арабов при царском дворе
Со второй половины XVII века в российском императорском дворце стали появляться служители-арабы. Их присылали в подарок русским монархам восточные владыки, привозили из Европы придворные вельможи. И уже к началу следующего столетия темнокожие слуги стали из экзотики неотъемлемым атрибутом царского двора. Кто они были и как чувствовали себя в столице Российской империи, волею судеб перекочевав из жарких краёв в далёкую, холодную и во многом непонятную им страну?
1.
Кто такие арапы и как они появлялись при царском дворе. Ложные арапы
Портрет, некоторыми исследователями атрибутированный как портрет Абрама Петровича Ганнибала (прадеда А. С. Пушкина). По другим исследованиям это портрет И. И. Меллер-Закомельского. Художник неизвестен./Фото: cdn.turkaramamotoru.com
Арапами в России издавна называли темнокожих людей, выходцев из жарких стран, чаще всего – Африки. Были они известны также как негры и эфиопы. Статные, физически выносливые иностранцы пришлись ко двору российским правителям. Приняв присягу на верность России, перейдя в христианскую веру (в случае принадлежности к какой-либо иной конфессии) и подав в Министерство императорского двора соответствующее прошение, арапы могли поступить на службу при дворе.
Со временем для них создали особую штатную должность – «Арабы Высочайшего двора». Привилегированное положение дворцовых арапов делало эту должность весьма привлекательной. Не удивительно, что среди смекалистых русских появилось огромное количество желающих попасть на это место. Претенденты старались изменить внешность – «почернеть». Для этого использовались различные красители, самым популярным среди которых была обыкновенная сажа. Прибегали к подобной хитрости и некоторые вельможи. Стремясь подчеркнуть своё благосостояние, но не имея достаточно средств, чтобы заполучить в слуги настоящего чернокожего, они гримировали «под эфиопов» своих слуг-славян, вследствие чего нередко попадали в комичные ситуации.
2.
Сколько получали «Арабы Высочайшего двора» за верную службу
Пётр I с чернокожим пажом. Немецкая акварель, около 1707 года./Фото: factinate.com
Темнокожая челядь придавала императорскому дворцу неповторимый шарм и колорит. Поэтому служили арапы на особых, льготных условиях. Огромные суммы из государственной казны выделялись на их форму, поражавшую роскошью и блеском. Эту традицию ввёл Пётр I, нарядив придворных арапов в кафтаны, камзолы и красные суконные штаны с позументом. А при Александре III парадное обмундирование арапов было самым дорогостоящим из всей придворной челяди и оценивалось в несколько сотен рублей. В гардеробе каждого такого слуги была одежда повседневная, выходная, вояжная, парадная и траурная.
«Арабы Высочайшего двора» были привилегированной кастой служащих, получающих жалованье наличными, причём довольно высокое. Так, в начале прошлого столетия зарплата «старшего араба» составляла 800 рублей в год, «младшего» – 600, что было гораздо выше, чем жалованье чиновника Министерского императорского двора. Кроме того, им полагались подарки к Рождеству и Пасхе, казённая квартира и специальное питание.
3.
Какие должности доверяли арабам при царском дворе
Первоначально роль темнокожих людей при императорах и членах их семей была незначительна. Детишки забавляли императриц и придворных дам, взрослых демонстрировали как экзотическую принадлежность интерьера. Затем им поручили открывать и закрывать двери дворцовых залов во время торжественных церемоний и балов, присутствовать при коронации высочайших особ, прислуживать за столом во время больших приёмов в честь иностранных гостей, сопровождать высокопоставленных посетителей в кабинет монарха, нести дежурство у дверей в его покои.
Вменяли арапам и весьма деликатные функции. Например, по свидетельствам современников, страдающему от проблем с кишечником Александру II медики рекомендовали курить кальян во время посещения туалета. Обслуживать государя в столь уединённом месте было обязанностью проверенного арапа.
4.
Блестящая карьера араба Мариа – уроженца Островов Зелёного Мыса
В 1878 году из далёкой португальской колонии, расположенной к западу от африканского побережья, прибыл в Россию Жорж Мариа. Юноше исполнилось двадцать лет, когда на его родине – Островах Зелёного Мыса (ныне – Республика Кабо-Верде) – отменили рабство. В России Жорж получил место «Араба Высочайшего двора» и стал именоваться Георгием Николаевичем. Принял российское подданство, служил верой и правдой новому отечеству, о чём свидетельствует множество наград. Принимал участие в торжествах по случаю вступления на престол Александра ІІІ и Николая ІІ.
Георгий исповедовал православие и в спутницы жизни выбрал русскую девушку – Екатерину Семёновну Лапшину. После проверки политической благонадёжности невесты дворцовой полицией и Гофмаршальской частью получил разрешение на вступление в брак. За усердную службу и заслуги Георгий Мариа удостоился звания потомственного почётного гражданина. Это произошло в 1910-м, когда у четы Мариа было уже девять детей. После смерти Георгия Николаевича его домочадцам оставили занимаемую ими казённую квартиру и назначили денежное содержание из фондов Кабинета Его Величества: 200 рублей ежегодно – вдове и 200 – пособие на детей до достижения ими двадцатилетия.
5.
Как сложилась судьба «Арабов Высочайшего двора» после революции 1917 года
Мариа Георгий Николаевич (в настоящее время в Петербурге проживают его потомки в шестом поколении)./Фото:cdni.rbth.com
Октябрь 1917-го коренным образом изменил казавшееся прочным положение придворных арапов. Канула в Лету Российская империя, а вместе с ней – должность «Араб Высочайшего двора». Темнокожие придворнослужители не подвергались гонениям со стороны советской власти, но, утратив свою исполненную пышности службу, растерялись, сникли и постепенно как бы растворились в круговерти нового бытия. Память об этих людях все же осталась: один из парадных залов Зимнего дворца носит название Арапский.
Сведений о дальнейших судьбах экзотических служителей сохранилось немного. О наследниках Георгия Мариа известно, что с 1917 года все они стали гражданами Советской России. Сыновья Виктор, Сергей, Николай и Георгий трудились на ленинградских заводах. В 1941-м они с оружием в руках стали на защиту Родины. Николай воевал в морской пехоте и погиб на Синявинских высотах. Георгий встретил победную весну и вернулся в родной город. Внучка уроженца Островов Зелёного Мыса Екатерина Николаевна пережила блокаду, подростком была награждена медалью «За оборону Ленинграда», после войны получила высшее образование и поступила на работу в Химико-фармацевтический институт, куда впоследствии пришла и её дочь. Сегодня в России проживают представители уже шестого поколения Мариа.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/221119/44726/
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!