Как в конце XIX века эфиопы неожиданно разбили итальянцев в битве
Эта битва — уникальная в своем роде. Эфиопы, вооруженные, преимущественно, старинными ружьями, луками и копьями, смогли разбить итальянскую армию, вооруженную по последнему слову техники.
1.
Эта битва стала самым крупным поражением европейцев в столкновении с африканцами.
Битва дала Эфиопии долгожданную свободу. И Италия выплатили Эфиопии контрибуцию! А помогли в этом — русские добровольцы, без которых гибель Эфиопии была бы неминуема.
Давайте обо всем по порядку.
Эфиопия против Италии
Звучит, как матч группового этапа Чемпионата мира по футболу. Но нет!
Это был редкий пример, когда африканцы организовали мощное вооруженное сопротивление европейской экспансии. Обычно колонизаторов боялись настолько, что сдавались без боя. Слишком высоким было технологическое преимущество.
2.
Эфиопский воин образца 1896 года.
Эфиопия к концу XIX века оставалось одной из немногих свободных стран Африки. В те годы феодальная раздробленность негативно влияла на страну. Власть монарха была слабой — он был вынужден считаться с местной аристократией, которая, фактически, влияла на все решения в стране.
Сперва Италия попыталась подкупить эфиопского правителя Менелика II. Дескать, мы тебе дадим денег и европейских благ, ты останешься формальным правителем, но сдашь нам страну. Но Менелик был непреклонен и итальянцы стали склоняться к военному сценарию захвата Эфиопии.
Италия была уверена, что легко захватит большую и богатую страну.
И в 1895 году началось вторжение. Итальянцы, вооруженные по последнему слову техники, были уверены в легкой победе. В чем же они просчитались?
Нежданные союзники. Итальянская группировка насчитывала 20 тысяч солдат. У Менелика II — 30 тысяч. С учетом примитивного оружия и минимума боевого опыта — это и правда выглядело легкой прогулкой.
Но Менелика поддержали все окрестные племена. Даже его злейшие враги тут же прекратили возмущаться и присоединились к его армии. В итоге, Эфиопии удалось собрать 80 тысяч бойцов.
А покоренные ранее итальянцами туземные племена стали одно за другим поднимать восстания. Чем сильно подорвали логистику.
Северный друг Россия. Едва ли не единственной европейской страной, которая помогала Эфиопии была Россия. Сюда приезжали инженеры, которые охотно делились технологиями и помогали стране развиваться.
Российский военный и географ Николай Леонтьев установил дружеские отношения с местным правителем Менеликом. Он хотел продемонстрировать, что африканцев необязательно завоевывать. Можно дружить и развивать торговые отношения для блага обеих стран.
3.
Николай Леонтьев был сторонником мирной торговли с африканскими странами.
Николай Леонтьев привез сюда русский корпус. И обучил местных бойцов. Он помог собрать Менелику из хаотичной толпы — полноценную армию, готовую слажено вести полноценные боевые действия.
Он провел тайную операцию по доставке эфиопам винтовок из России. Так, чтобы не узнали европейские державы и не начался международный скандал. Винтовок остро не хватало (все равно большинство были с луками), но у эфиопов появилось полноценное стрелковое подразделение.
С Леонтьевым советовались по всем ключевым вопросам. Он же помог выбить максимум в последующих переговорах с Италией.
Экономика. В распоряжении Менелика оказались серьезные средства, которые позволили ему собрать армию и даже как-то ее вооружить. Покупали все подряд где только можно. У египтян купили старинные пушки, у французов — кремневые ружья, которые устарели более 100 лет назад. Но это было хотя бы что-то.
4.
Менелик II. На этой фотографии больше напоминает пирата, а не императора. С другой стороны, он и правда, как пират, баловался работорговлей.
Деньги Менелик добывал за счет продажи слоновой кости, золота, серебра и мускуса. Также часть доходов в казну приносила работорговля и налоги.
И если в начале войны эфиопы на 90% были укомплектованы только луками и копьями, то к моменту генерального сражения половина из них обзавелось огнестрельным оружием.
Страшное поражение
Война шла с переменным успехом. И вместо маленькой, быстрой и победоносной затянулась почти на год.
И все-таки большое технологическое преимущество давало о себе знать. Что можно сделать с луками против дальнобойных ружей и пушек? Итальянцы с трудом, неся потери в мелких стычках, продолжали наступать.
Итальянцы решили дать генеральное сражение неподалеку от торгового города Адуа.
Итальянцы пошли в наступление, но совершили ряд тактических ошибок. В первую очередь, ошиблись в оценке на местности. Карты оказались не совсем верны. В итоге артиллерия часть боезапаса отстреляла впустую. Вышли ночью, и войска — вместо строя быстро превратились в балаган. Ключевые две колонны пересекли путь друг другу. Третья колонна просто остала от основных сил на 6 км.
В 8 утра эфиопы атаковали наступающие силы врага. Окружили одну из колонн, но сильно пострадали от итальянского огня. Эфиопский военачальник, отстреляв весь боезапас, повел вперед армию, держа в руке одну палку. Но был убит. Менелик решил отступать, но императрица Таиту убедила его кинуть в бой резерв. Меленик последовал ее совету и ввод резерва оказался решающим!
5.
Императрица Таиту.
Эфиопы смяли фланги и начался разгром.
Остальные колонны итальянцев также попали в окружение и терпели поражение.
Пушки, купленные у египтян, были, по задумке Леонтьева, собраны в горную батарею. И очень неплохо отработали в отличии от вражеской артиллерии.
Из 20 тысяч итальянцы потеряли 12 тысяч человек. Это был полнейший разгром.
Эфиопы тоже понесли потери — 10 тысяч человек. Значительное число для такой победы. Но технологическое отставание было явным. Они вынуждены были нападать кучно и становились легкой мишенью.
Итальянцы убегали и тут им досталось от тех самых ранее покоренных туземных племен, которые бросились добивать ослабленного врага.
В итоге, Эфиопия подписала соглашение с Италией, по которой европейская держава признала ее суверенитет и выплатила контрибуцию.
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!