Почему именно февраль лишился двух дней?
Что февраль скачет с 28 до 29 дней — мы привыкли. Все логично, ведь за четыре года у нас набегает «лишний» день. И чтобы уравнять летоисчисление нужно этот день добавлять.
1.
Юлий Цезарь навел порядок с календарем, но жрецы снова всё напутали.
Но парадокс в другом. Почему именно февраль лишили сразу двух дней? Ведь есть целых семь месяцев, в которых 31 день. Почему бы не сделать февраль 30-дневным, заняв по одному дню, скажем, у октября и декабря?
На самом деле, раньше у февраля и было 29-30 дней. Но во всем виноваты подхалимы!
У этого есть любопытная история и корнями она начинается в Древнем Риме.
Первый римский календарь включал год длиной всего 355 дней. Из-за этого регулярно приходилось добавлять лишний месяц, чтобы летоисчисление шло корректно.
Юлий Цезарь был любителем точности и ввел новый календарь. По его заказу александрийские астрономы провели подсчеты и установили год, равный 365,25 дня. Так и появился юлианский календарь.
2.
Саймон Вудс в роли Октавиана
Чётные месяцы установили в 30 дней, нечётные — в 31 день. Год в Риме начинался тогда 1 марта и февраль, как последний в год, традиционно оставался без одного дня.
Февраль и установили на уровне 29 дней, а в високосный год — 30 дней. Юлий Цезарь установил и четвертый месяц август (да да, тогда он считался четвертым) на уровне 31 дня. Но потом этот день потеряли.
Но римские жрецы всё напутали и високосные годы были раз в три года. Из-за этого копились ошибки. На них и обратил внимание Октавиан Август. Молодец, конечно, император, что поправил. И именно в благодарность за это римский сенат повысил месяц август (названный в честь Октавиана) до 31 дня, отняв день у февраля. Так рассказывает Википедия и учебники истории в школе. Однако, это далеко не полная история. В реальности всё было куда интереснее.
Октавиан Август с триумфом возвращался в Рим, победив армию Марка Антония и Клеопатры. Но далеко не все ждали его с восторгом. Именно Октавиан стал первым императором Рима. И Рим перестал быть республикой, а стал — империей.
3.
Сенат его откровенно боялся. Дело в том, что в Риме установилась странная традиция. Триумфатор вырезал часть сената. Затем расширял число его членов, добавляя своих ставленников. И с каждой такой итерацией роль сената падала, а правителя — возрастала. Последнюю подобную «реформу» провел как раз Юлий Цезарь.
Так вот, когда Октавиан возвращался домой, сенаторы начали подхалимничать. И соревноваться, кто больше сделает хорошего для Октавиана и прославит его максимально сильно.
4.
Сенаторам Рима надоело погибать при каждой серьезной смене правителя.
Его наделили множеством титулов. Разрешили самому выбирать преемников. Дали гигантское количество полномочий и, фактически, полный контроль над страной и армией. Сам Октавиан немножко даже смущался от обилия фимиама в свой адрес.
И, наконец, в честь него назвали месяц август. А в нем было 30 дней. И сенаторы с ужасом поняли свою ошибку. Во-первых, согласно римской традиции, четное число было «хуже» нечетного. Во-вторых, меньше. И это оскорбляло нового грозного императора! Ведь тот же июль — в честь Юлия Цезаря — длился 31 день!
Поэтому римский сенат тут же нашелся, отняв день у малоавторитетного февраля. И добавил его в август, повысив месяц в статусе.
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!