Отсутствие икон и религиозные особенности в исламе и иудаизме
Почитание изображений, или иконопочитание, является догматом, присутствующим в Католической и Православной церквях, а также в некоторых других христианских традициях. Однако это учение категорически осуждается мусульманами и иудеями. Вопрос заключается в том, почему религиозные изображения стали традицией именно в христианстве среди авраамических конфессий.
1.
Почему в иудаизме и исламе запрещено изображать живых существ?
По мнению представителей этих конфессий, создание икон, а также отражение Бога и его творений в изобразительном искусстве являются идолопоклонничеством. Запрет создавать изображения людей и зверей четко отражен во второй заповеди Ветхого Завета: «Не создавай себе кумира и не делай картин того, что живет на небе, на земле и под землей».
Согласно иудейскому традиционному праву, природа Бога непостижима и отразить её в картине или скульптуре невозможно. В свою очередь, написание портретов людей и животных воспринимается верующими, как попытка уподобиться Ему в создании живых существ.
В этом отношении выражение: «написано так, словно эта картина живая» признаётся верующими святотатством. В изобразительном искусстве человек может отражать только то, что создал сам: неодушевленные предметы, например, технику. Или выражать себя в архитектуре, как делали мусульманские философы.
2.
Также стоит отметить, что в исламе и иудаизме нет культа святых. Человек, насколько приближенным он бы не был к Богу, остается всего лишь человеком. Поклонение ему, его мощам и его изображению считается одним из самых страшных грехов. В науке такая позиция получила название «аниконизм» – полное исключение использования фигуративных образов божества и пророков.
Неизвестная религия
На самом деле, отношение у иудеев и мусульман ко Второй заповеди постоянно менялось. Например, в древних синагогах фрески с религиозными сюжетами встречаются повсеместно. В средневековых и современных храмах такое творчество – уже редкость.
3.
По мнению еврейских богословов, любое отклонение от аниконизма – это влияние соседних народов и верований. В разных общинах трактовка иудейского права отличается.
Например, сегодня считается, что запрет касается только объемных, рельефных изображений. В свою очередь, плоские фигуры людей допускаются к написанию. Другие теологи могут утверждать, что объемные фигуры всё-таки допускаются, но при этом следует скрывать или заменять одну из частей тела, например, голову.
Более радикальными в этом вопросе остаются мусульмане. Однако и здесь присутствуют разночтения. Например, сунниты выступают против любых иллюстраций живых существ. Гербы, фотографии животных и татуировки в виде зверей строго запрещены. А вот шииты допускают иллюстрацию животных, если это не имеет отношение к религиозным объектам.
4.
Кстати, многие картины и предметы искусства на тему ислама сделаны именно немусульманами – христианами, буддистами и т.д.
В мусульманском мире фото- и видеосъемка, как форма изобразительного искусства, ограничена. Если фотография нужна для дела, например, на документы и для культурного просвещения, то её можно сделать. У иудеев таких запретов вообще нет.
Как зародилась практика почитания икон у христиан?
Христианство исходит из той же древней религиозной традиции, что ислам и иудаизм. Ветхий Завет является неотъемлемой частью Библии. Возникает вопрос, почему христиане не следуют Второй заповеди?
Следуют. Однако трактуют иначе. В Католической Церкви иконы признаются украшениями, созданными не для поклонения, a «для вспоминания благочестивой любви». Такое положение было принято на Парижском соборе в 825 году. Это определение остается главенствующим сегодня.
5.
В Православной Церкви иконы приравниваются к святому Кресту. Догмат иконопочитания был принят в Византии на Седьмом Вселенском соборе в 787 году. С точки зрения православных христиан, чествование икон относится не к самому изображению, а к его первообразу, изображенному лицу. Таким образом, это не является идолопоклонством.
Впрочем, так было не всегда. Простой народ не воспринимал всерьёз официальную позицию богословов. Церкви буквально коллекционировали мощи Святых, а с началом Крестовых походов у католиков зародилась мода на артефакты: пальцы Иисуса, вещи первых апостолов и прочее. Люди молились не Богу, а иконам и реликвиям.
Из-за этого долгое время и на Западе, и на Востоке существовало обширное движение иконоборчества: отрицание и разрушение ранних христианских религиозных изображений. Это значит, что до VII века христианство придерживалось иудейских и исламских принципов аниконизма. А после распространения Реформации – в отдельных областях с XVI века
6.
Поврежденный рельеф в Утрехтском соборе, оскверненный в 1566 году в Нидерландах
Сегодня таких принципов придерживаются только протестанты. В молитвенных домах протестантов нет роскошного убранства, да и церкви в целом выглядят скромно.
У них считается, что для связи с Богом не нужны богатства и роскошь, достаточно верить. При этом отношение к святым образам у разных ответвлений отличается. Одни воспринимают иконы как украшение, другие – однозначно идолами.
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!