Почему же римляне не носили штанов?
И не только не носили, но и строго запрещали их ношение! Хотя мужчина в женском платье, например, никого не смущал… Взгляните на картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от казни двух невинно осуждённых».
1.
Кстати, Николай Мирликийский – это знаменитый Николай Чудотворец, он же Никола Угодник, он же Никола зимний, он же Санта-Клаус. День его поминовения – 19 декабря, незадолго до Рождества, вот два праздника и «слились»: св. Николай Мирликийский стал рождественским атрибутом. А так-то он жил в Ликии (юг современной Турции) и ни снега, ни ёлочки ни разу не видел…
2.
Область Ликия на карте. Между Кипром и Родосом. Вот такой «зимний святой»!
3.
Но мы отвлеклись от картины. Чтобы не повторяться, возьмём другой, менее известный, её вариант:
На обеих картинах молодой осуждённый слева одет как будто в женское платье. (Здесь в белое, а на предыдущей – вообще в розовое.) На самом деле, это туни́ка.
4.
Одежда римлян не отличалась особым разнообразием: тога (на рисунке слева) – классика, одежда для важных персон и торжественных случаев, вроде нашего костюма, и туника (на рисунке справа) – демократичный вариант на каждый день.
О штанах римляне сначала и не подозревали, что такое бывает. Они увидели штаны примерно в I веке до н.э. – на варварах, с которыми большую часть своей истории воевали. Так что это была одежда не только чужеземца, но и врага! Надеть штаны в Риме – это как в нашей стране вырядиться в эсэсовский мундир!
5.
Кстати, римляне называли эту вражескую одежду «бракас». Отсюда произошли французские «брэ», английские «бричиз», и наши «брюки».
К концу III века моральный дух Империи основательно поник. Граждане не стремились служить в армии, зато в неё с охотой шли вчерашние варвары, – они получали гражданство и заражали Рим своими верованиями, своими обычаями и своими бракас. Дошло до того, что в IV веке император Феодосий был вынужден издать следующий указ:
«В городе Риме никто не должен носить штаны. Если человек после того, как услышит этот закон, упорствует в ношении штанов, он должен быть лишён всех гражданских прав и изгнан из города Рима».
6.
Император Феодосий Великий (347–395 гг. н.э.) «Будь мужиком! Ходи как я!»
Помогло это? Видимо нет. Империя распалась, Феодосий был последним императором единой Римской Империи…
Ну, а теперь прямой ответ на вопрос заголовка: римляне штанов не носили, потому что ни сами они, ни их предки не были кочевниками. Вот так просто, да. Штаны – одежда тех, кто проводит много времени верхом на лошади, кочуя за стадами и табунами. Распространялась эта одежда по Евразийскому континенту «вслед за лошадью» – с востока на запад, и римляне были «последними в очереди».
Мало кто знает, что родиной лошадей как биологического вида является Северная Америка (где они впоследствии вымерли); потом лошади появились на востоке нашего континента (в то время, когда он ещё был соединён с американским) и постепенно распространялись на запад.
Древние греки «подсмотрели» лошадь у персов, однако она не вошла ни в их быт, ни в быт римлян настолько прочно, чтобы позаимствовать также штаны и/или стремена. В армии Александра Македонского (самое известное изображение которого – верхом на лошади) и в римской армии кавалерия имела вспомогательное значение.
7.
Александр Македонский (356–323 до н.э.). Мозаика из Помпей (I век н.э.).
Стоп, а как же варвары? Как же «одежда врага»? Ведь кельты и германцы –жители покрытой лесом Европы, откуда ж у них штаны? Ну, смотрите…
8.
Германский совет. Фрагмент барельефа колонны Марка Аврелия в Риме.
Шутка, конечно. Несмотря на это изображение, кельты и германцы не были всадниками-кочевниками, и были слишком отдаленными потомками таковых (т.е. индоевропейцев, населявших северное Причерноморье), чтобы сохранить традицию ношения подобной одежды.
Вообще, вопрос, как штаны проникли в Европу, очень интересный. Да, письменные источники подтверждают, что кельты носили штаны, но при этом не ясно, существовал ли этот обычай у всех племен или только у некоторых. Шотландцы (прямые и непосредственные потомки кельтов), как мы знаем, без штанов прекрасно обходились. В любом случае, во времена историка Диодора (I век до н.э.) штаны в Европе явно были новинкой, до того времени они были известны лишь на востоке, у «всадников» – в Персии и у скифов.
Можно ещё сослаться на холод – ведь кельты и особенно германцы были уроженцами более северных широт, чем римляне, но опыт тех же шотландцев мешает это сделать.
Выходит всё-таки, что штаны – это не «для тепла». Штаны – это «чтобы не натирало». А от холода – возможно, вы удивитесь – но «юбка» защищает лучше!
Комментарии
Будьте первым, кто оставит комментарий!